Қаз

Колл-центр

8 (7172) 99-94-36

17 Сентября 2025 г.

Какие электронные платформы обеспечат прозрачность при реализации проектов модернизации

Цифровизация, МЭКС - МЭКС

Это электронная платформа закупок нацпроекта МЭКС и система SMART TURMYS

В Казахстане создают единую цифровую платформу для контрактов «под ключ» по Национальному проекту Модернизации энергетической и коммунальной системы на 2025-2029 годы.

Информация о всех проектах МЭКС – от планирования до целевого использования средств – будет представлена на электронных платформах.

По данным Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК, в рамках цифровизации МЭКС реализуются два основных направления. Они позволят обеспечить прозрачность процессов, контроль за сроками и качеством работ, а также удобство для всех участников.

Первое направление предусматривает создание электронной платформы закупок нацпроекта, которая позволит осуществлять отбор проектов субъектов естественных монополий, определять источники финансирования и проводить предварительное утверждение тарифов. Помимо этого, она включает двухэтапные конкурсы для выбора EPC-подрядчиков «под ключ», интеграцию с системой ePSD (информационная система для проведения экспертизы ТЭО и ПСД), консолидацию объемов закупаемых товаров и их приобретение из Реестра отечественных производителей, заключение оффтейк-контрактов, а также мониторинг всех этапов проектов, включая контроль применения отечественной продукции.

«По всем модулям электронной платформы уже разработаны проекты правил, формируются бизнес-процессы, дизайн интерфейса и требования к программному обеспечению», - пояснил заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Канат Кульназаров.

Более того, посредством платформы будет обеспечена прозрачность реализации инвестиционных проектов – от планирования до их завершения, в том числе целевое использование финансовых средств.

«Второе направление – это создание информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ИС ЖКХ) SMART TURMYS, которая будет включать в себя единую базу абонентов и объектов недвижимости, учет коммунальных платежей, сбор показаний счетчиков через eGov Mobile, личный кабинет гражданина и субъектов естественных монополий, интеграцию с информационными системами iQala и Е-КСК, а также сбор данных с региональных субъектов естественных монополий», - уточнил он.

Реализация этих цифровых инструментов позволит существенно повысить оперативность принятия решений, снизить административные барьеры и обеспечить полную прозрачность расходования средств.

В перспективе планируется создать мобильное приложение, с помощью которого  потребители смогут увидеть в онлайн-режиме объемы услуг, полученных от СЕМ, тарифы и другую важную информацию.