Қаз

Колл-центр

8 (7172) 99-94-36

19 Сентября 2025 г.

Тезисы выступления Дарбаева А.К. на конференции по Национальному проекту «МЭКС»

Выступление вице-министра национальной экономики Дарбаева А.К. на Пленарное заседание «Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов 2025-2029: приоритеты, цели, индикаторы»

19.09.2025 г.

 

 

Құрметті Қанат Алдабергенұлы,

құрметті жалпы отырысқа қатысушылар!

 

Уважаемый Канат Алдабергенович,

уважаемые участники пленарного заседания!

 

В декабре прошлого года в реализацию поручения Главы государства, данного в Послании народу Казахстана Правительство утвердило Национальный проект «Модернизация энергетического и коммунального секторов» (далее – Нацпроект).

слайд 2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И КОММУНАЛЬНОГО СЕКТОРОВ НА 2025-2029 ГОДЫ

 

Сам Нацпроект включает в себя такие основные задачи, как:

- снижение износа и аварийности инженерных сетей для повышения качества и надежности коммунальных услуг;

- модернизация и строительство новых источников генерации для исключения дефицита электрической и тепловой энергии.

Для решения данных задач проведены встречи с финансовыми институтами, в том числе с международными по итогам которых выработаны механизмы финансирования, где предусмотрена возвратность средств за счет гарантированного тарифа.

Хочу отметить, что в Нацпроекте также акцентировано особое внимание на развитие отечественной промышленности для снижения импортозависимости и создание новых рабочих мест.

В целях законодательной реализации Нацпроекта 17 июля Главой государства подписан Закон, вступивший в силу 29 июля.

Справочно: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития столицы и городов республиканского значения, национальных проектов, предпринимательства и оптимизации функций государственных органов».

 

Разработано 25 подзаконных НПА, из которых в настоящее время приняты 19 актов (МПС – 10, МНЭ – 5, МЭ – 4), 6 актов (МПС – 2, МНЭ – 2, МЭ – 2) находятся на стадии согласования с заинтересованными госорганами.

 

слайд 3. РАЗВИТИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

В стране функционируют 77 энергопроизводящих организаций из них 19 станций имеют износ свыше 65%.

На данной презентации отображено развитие энергосистемы, в части новых источников генерации, где предусматривается 15 проектов по вводу новых мощностей на сумму 4,4 трлн тенге.

А также планируется реализация 14-ти проектов направленных на модернизацию действующих энергоисточников на сумму 1,8 трлн тенге.

По итогам которого прогнозируется обновление действующих активов, что приведет к снижению износа в среднем на 15%.

 

слайд 4. МОДЕРНИЗАЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Проведен анализ действующей коммунальной инфраструктуры в разрезе секторов, согласно которому текущий износ сетей составляет:

- на 22-х предприятиях теплоснабжения – от 65% до 90%;

- на 18-ти объектах электроснабжения – от 70% до 97%;

- на 23-ти предприятиях водоснабжения – от 70% до 100%;

- на 24-х предприятиях водоотведения – от 70% до 100%.

В связи с чем для снижения износа в данных сферах ниже 50% необходимо привлечение инвестиций 6,8 трлн тенге (индикативный расчет, будет уточняться по итогам экспертизы ПСД, ФЭО) для ремонта 86 тысяч км коммунальных сетей, что приведет к существенному снижение аварий и доведет состояние инженерной инфраструктуры до «технологического уровня».

СПРАВОЧНО:

- теплоснабжение – порядка 1,3 трлн тенге, для модернизации 1,6 тысяч км сетей, что снизит износ до 40%;

- электроснабжение – более 3,8 трлн тенге, для модернизации 77,6 тысяч км сетей, что снизит износ до 45%;

- водоснабжение – порядка 600 млрд тенге, для модернизации 4,7 тысяч км сетей, что снизит износ до 34%;

- водоотведение – более 1,1 трлн тенге, для модернизации 2,6 тысяч км сетей, что снизит износ до 40%.

 

 

слайд 7. СЕМ по зонам риска регулируемых сфер

 

На данной презентации отражено количество монополистов в разрезе регулируемых коммунальных сфер, находящихся в «критической зоне изношенности».

Так, в сфере теплоснабжения в 11 регионах страны 17 монополистов имеют изношенность теплосетей свыше 65% самое большее количество субъектов в Карагандинской области – 4, в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях по 3 субъекта.

Из 46 субъектов 18 имеют высокий износ электрических сетей свыше 70% и находятся в 11 регионах, самое большее количество субъектов в Костанайской области (5 СЕМ).

Практически половина субъектов, участвующих в рамках Нацпроекта в сферах водоснабжения и водоотведения имеют износ свыше 70%.

Так, по водоснабжению 23 субъекта, находятся в зоне риска в 13 регионах, большее количество в Акмолинской, Карагандинской областях по 3 СЕМ.

По отводу 24 субъекта в 12 регионах, из них больше всего в Карагандинской области – 5 СЕМ, Акмолинской и Костанайской областях по 3 субъекта.

Хочу отметить, что ежегодный естественный износ коммунальных сетей составляет порядка 2-3% или 4-5 тыс. км.

При этом действующая инфраструктура эксплуатируется более 50 лет.

Для эффективной борьбы с износом необходимо значительно увеличить ремонт протяженности инженерных сетей.

слайд 6. Информация по монополистам в разрезе категоризации городов РК

В рамках Нацпроекта охвачены более 200 СЕМ из них 70% государственные, 30% частные субъекты.

Все они подразделены на четыре категории в зависимости от типа города согласно Государственной программе развития регионов, всего охватываются 57 городов.

Справочно: охват населения 12-13 млн человек или 60-65%.

 

 

Если говорить об «устойчивости» субъектов, то первый и второй уровни включает крупные центры агломераций 4 города (г. Астана, Алматы, Шымкент и Актобе) и 16 областных центров, в которых функционируют финансово-устойчивые 106 СЕМ с учетом большой абонентской базой.  

Третий и четвертый уровни это моногорода и малые города в которых функционирует 108 субъектов. 

В целом модернизация инфраструктуры будет осуществляться в приоритетном порядке по 87 СЕМ с высоким уровнем износа сетей и 52 СЕМ со средним уровнем износа (желтая зона).

Для их финансирования предусмотрены семь механизмов.

Справочно:

1. Прямое финансирование (БРК, БВУ, МФО, ФРП)

2. Синдицированный / Софинансирование

3. Облигации (Байтерек, КЖК, МИО)

4. Бюджетные кредиты

5. Облигации (частный сектор)

6. Вхождение в капитал частных монополистов

7. Лизинговое финансирование (ФРП)

 

Для каждого предприятия будет подбираться индивидуальная модель финансирования.      

слайд 7. Потребность в инвестициях в разрезе сфер на 2025-2026 годы

На данном слайде представлена информация о планируемых инвестициях на 2025-2026 годы в рамках реализации Нацпроекта.

На текущий момент сумма необходимых инвестиций составляет порядка 643 млрд тенге, для ремонта 8 542 км инженерных сетей и замены более 42 тысяч единиц оборудования.

Хочу отметить, что на 2026 год в рамках Нацпроекта также запланирован масштабный объём инвестиций, который превысит показатели текущего года и позволит продолжить системную модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Общий объём инвестиций составит порядка 1 трлн тенге.

Так, в следующем году планируется отремонтировать 9 723 км сетей и заменить 46 тысяч единицы оборудования.

 

слайд 8. Финансовое и техническое сопровождение реализации Нацпроекта

Хочу отметить, что в рамках Нацпроекта определены роли технического и финансового операторов.

Технический оператор в лице АО «Казцентр ЖКХ» исполняет функции надлежащей реализации монополистами обязанностей, а также мониторинг и контроль хода реализации работ.

Финансовым оператором выступает АО «НУХ Байтерек» в его компетенцию входит финансирование путем прямых и облигационных займов, а также рассмотрение заявок на субсидирование проектов СЕМ.

В настоящее время Финансовому оператору поступило 8 заявок СЕМ на общую сумму займа порядка 126 млрд тенге, которые направлены на рассмотрение в АО «Банк развития Казахстана».

Механизм государственных ценных бумаг МИО представляет собой эффективный механизм стимулирования модернизации инфраструктуры.

В этой связи Министерством финансов приняты приказы о выпуске облигаций на общую сумму 22,5 млрд тенге.
АО «Казахстанская Жилищная Компания» осуществлен выкуп государственных ценных бумаг на вышеуказанную сумму и начата работа по запуску 10 пилотных проектов в Павлодарской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях.

Таким образом, привлечение заемного финансирования позволит оптимизировать бюджетные расходы.

Кроме того, в рамках формирования бюджета на 2026 год поддержано финансирование: на субсидирование части ставки вознаграждения на 2026-2028 годы на сумму 35,5 млрд тенге, а также на функционирование Технического оператора – 1,8 млрд тенге.

Применение механизма субсидирования позволит обеспечить привлечение «удешевленных» средств на длительный срок, следовательно, снизит давление на тариф.

Таким образом началась практическая реализация Национального проекта.

слайд 9. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Коллеги, в рамках Нацпроекта особое внимание уделяется развитию отечественных товаропроизводителей и повышению доли внутристранового содержания в закупках.

Проведен анализ ЕРС-подрядчиков на основе наличия лицензий.

Так, по стране имеются 680 EPC‑подрядчиков, имеющих лицензию первой категории для проведения строительно-монтажных работ и проектной документации.

Большинство ЕРС-подрядчиков находятся в городе Алматы – 236, в столице таких компаний – 107, далее идет Атырауская область – 85 компаний.

Наименьшее количество осуществляют свою деятельность в области Абай и Костанайской области по 4 компании, в области Ұлытау – 3, в Акмолинской и СКО по 2 компании.  

Необходимо отметить, что более 4 тысяч компаний по стране имеют лицензии на проведение строительно-монтажных работ.

Проведён масштабный анализ товарных позиций и наличию ОТП:

Объем закупок в рамках Нацпроекта составляет 2 785 товарных позиций на общую сумму 2,24 трлн тенге.

 

 

Справочно: в разрезе отраслей объём закупок распределён следующим образом:

Теплоснабжение – 1 558 позиций на 1 665 млрд тг;

Водоснабжение – 341 позиция на 355 млрд тг;

Водоотведение – 444 позиции на 128 млрд тг;

Электроснабжение – 442 позиции на 92 млрд тг.

 

Сформирован пул из 220 отечественных товаропроизводителей, определено взаимодействие между ними и 48 пилотными СЕМ, общий объём закупок которых оценивается на сумму порядка 144 млрд тенге.

Развитие ОТП позволит не только снизить зависимость от импорта, но и создать дополнительные рабочие места, а также увеличить налоговые поступления в бюджет.

В настоящее время в рамках Нацпроекта в данном направлении принята соответствующая правовая база.

 Справочно: 1) Правила закупа товаров у казахстанских товаропроизводителей; 2) Правила ведения реестра казахстанских товаропроизводителей.

Более подробно по повышению внутристрановой ценности доложится мой коллега вице-министр промышленности и строительства Олжас Сапарбекович.

 

слайд 10. Схема финансирования, цифровизация и автоматизация

        На данном слайде вы можете наглядно рассмотреть схему финансирования, которая включает пошаговую инструкцию для всех задействованных организаций.

        Монополист для получения средств на проведение ремонтных работ обязан пройти 3-х этапный «фильтр»:

        Первый этап, получение отраслевого заключения у технического оператора, который рассматривает проект на его целесообразность и определяет применение наилучших технологий.

        Второй этап, получение предварительного
одобрения по условиям и источникам льготного финансирования у финансовых институтов и финансового оператора.

        Третий этап, заключительный это получение согласия на реализацию инвестиционных программ.

Цифровизация является ключевым инструментом для эффективной реализации Нацпроекта, обеспечивая прозрачность процессов, контроль за сроками и качеством работ, а также удобство для всех участников.

        Весь процесс реализации Нацпроекта будет оцифрован и автоматизирован, в частности по учету коммунальных ресурсов в информационной системе «SMART TURMYS».

        Создан веб-сайт Нацпроекта (modernization.kz), контакт-центр для получения консультаций, разработана инструкция-памятка для всех участников Нацпроекта, на стадии разработки единый портал электронных закупок, также ведутся работы по интеграции с базой тарифного регулятора «Монополист».

Справочно:

          - Создание архитектуры единой интегрированной информационной системы учета воды, тепло- и электроэнергии с проведением цифровизации всех процессов в рамках ИС «Smart Turmys» (МПС)

         

        Таким образом, принимаемые меры позволят обеспечить прозрачность и контроль всего процесса от формирования документов до ввода объектов в эксплуатацию.

       

слайд 11. ИНСТРУКЦИЯ-ПАМЯТКА В РЕАЛИЗАЦИЮ НАЦПРОЕКТА

Коллеги, на данной презентации представлена разработанная инструкция (памятка) для всех участников Нацпроекта.

Если кратко, то целевой аудиторией инструкции являются монополисты, заинтересованные госорганы, тех и фин операторы, МИО, ЕРС и отечественные производители.

Формат инструкции в виде инфографики и презентации.

Инструкция состоит из 9 этапов, в том числе 39 шагов, которые описывают план действий, что позволяет участникам четко понимать свои задачи, контролировать сроки и обеспечивать последовательное выполнение мероприятий. Это значительно повышает эффективность реализации Напроекта и снижает риски ошибок.

Местом реализации определили электронную платформу Нацпроекта.

В настоящее время всеми заинтересованным госорганами и организациям данную инструкция-памятка опубликована на своих интернет-ресурсах.

Хочу отметить, что инструкция разработана в соответствии с разработанными НПА в рамках Нацпроекта.

Тут также представлены основные этапы реализации МЭКС.

 

Заключительное слово

Резюмируя свое выступление хочу отметить, что бесперебойное и качественное обеспечение казахстанцев коммунальными благами является социально значимой и животрепещущей проблемой, требующей особого внимания.

В этой связи привлечение долгосрочных инвестиций для решения копившихся годами проблем в сфере ЖКХ - это путь к стабильному и устойчивому развитию коммунальной сферы.

 

Благодарю за внимание!