Қаз

24 Сентября 2025 г.

Средства из госбюджета на реализацию МЭКС предусмотрены только на субсидирование процентной ставки

МЭКС, финансирование, ЖКХ, инвестиции, субсидирование ставки, МНЭ - МЭКС

Если коммерческие финансовые институты не проявят интерес к финансированию проектов МЭКС, у государства есть возможности для инвестирования

Об этом сообщил вице-министр национальной экономики РК Арман Касенов на форуме в Астане «Kursiv Infrastructure Forum: как национальные проекты влияют на экономический рост Казахстана?».

«Что касается конкретных инструментов финансирования. Здесь важно понять, многие расходы развития имеют два пути, либо инфраструктура окупаемая, либо не окупаемая. Разумеется, все мы хотим, чтобы вся инфраструктура окупалась. Тогда это меньшим бременем ложится на бюджет, и на это не нужно будет использовать налоговые поступления. Сектор ЖКХ во всем мире считается окупаемым. Соответственно, модернизация может быть окупаемой», - отметил вице-министр экономики.

Это означает, что для ее финансирования можно использовать внебюджетные средства. В настоящее время в рамках МЭКС средства из бюджета предусмотрены только на субсидирование процентной ставки.

«Чтобы тарифы в отдельных городах, где инфраструктура имеет повышенный износ, либо количество абонентов небольшое, не росли слишком сильно, государство будет субсидировать процентную ставку. Предполагается, что средства из бюджета пойдут только на субсидирование процентной ставки», - уточнил Арман Касенов.

Все остальные средства будут на окупаемой основе предоставляться через институты развития сроком на 20 лет. Изначально предполагалось, что суммы займа составят 7-10 лет. Но очевидно, что некоторые отрасли должны фондироваться за счет длинных денег, в том числе для того, чтобы оказывать минимальное влияние на тариф.

«Было принято решение о финансировании жилищно-коммунальной инфраструктуры через долгосрочные ресурсы. Что касается участия коммерческих банков, банков второго уровня - никаких препятствий нет. Будет прекрасно, если коммерческие банки захотят финансировать модернизацию жилищной и коммунальной инфраструктуры. В том числе иностранные банки заинтересуются нашим проектом. Если же интереса с их стороны не будет, государство сможет через институты развития, независимо от мнения международных институтов развития, коммерческих институтов развития, профинансировать всю программу в течение 6 лет», - добавил он.

Вице-министр экономики подчеркнул, что модернизация энергетической и коммунальной инфраструктуры – это крайне важный проект. На его реализацию потребуется не менее 13 триллионов тенге, из которых около 6 триллионов тенге предназначено на энергогенерацию, 6,8 триллиона – на инженерные сети по водо-, электро-, теплоснабжению.

«Около 13 триллионов тенге, из которых 6,8 идет непосредственно на инженерные сети – это подъемная цифра для Казахстана. В целом могу сказать, что инфраструктурные инвестиции в год в экономике составляют около 8 триллионов тенге. Сюда входит все, включая, прежде всего, транспортную отрасль. В общем 6,8 трлн тенге – это абсолютно приемлемая сумма для казахстанской экономики. ВВП в прошлом году у нас составил 134 трлн, в этом году ожидается на уровне 160 трлн», - сказал вице-министр МНЭ.

Расчеты показали, что в целом модернизация будет касаться около 200 субъектов естественных монополий.

«Мы посчитали, насколько необходимо будет повышать тариф, и мы поняли, что планомерное повышение тарифов на протяжении шести лет на самом деле будет незначительным», - подытожил он.

По его словам, средний износ в теплосетях составляет 53%. При этом у 22 монополистов он составляет от 65 до 90%. В электроснабжении еще более высокий износ, в среднем 62%, причем у 18 монополистов - от 70 до 97%.

В водоснабжении средний износ составляет 39%, в водоотведении – 54%.

«В рамках МЭКС предполагается около 13 триллионов тенге инвестировать, и средний износ будет снижен до 35-40%», - отметил Арман Касенов.