Қаз

Подписывайтесь на официальный Telegram-канал МЭКС

МЭКС – национальный проект масштабной трансформации энергетики и коммунальных систем Казахстана.

Новости

Новости о модернизации энергетики и ЖКХ Казахстана

Читать все
Регионы: Все
Читать все

Карта модернизации энергетического и коммунального секторов

Интерактивная карта отображает планы, ход реализации и завершенные работы по модернизации энергетического комплекса Казахстана. Просматривайте актуальные данные по регионам и населенным пунктам в формате карты или списка.

Часто задаваемые вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как проект МЭКС повлияет на жизнь граждан Казахстана?

МЭКС оказывает комплексное влияние на жизнедеятельность граждан, обеспечивая как экономический, так и социальный эффекты:

  • Снижение затрат на энергоснабжение и коммунальные услуги в долгосрочной перспективе за счет модернизации сетей и сокращения потерь; 
  • Повышение надежности теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • Улучшение качества жизни благодаря комфортным условиям в домах и повышению уровня санитарии; 
  • Стабильная работа бизнеса, что станет стимулом для создания дополнительных рабочих мест и увеличения налоговых поступлений; 
  • Снижение рисков аварий и перебоев в подаче коммунальных услуг;
  • Улучшение здоровья и экологии за счет доступа к чистой воде и внедрения современных технологий. 

Как установка приборов учета тепла, воды и электроэнергии поможет сэкономить средства при оплате коммунальных услуг?

В теплоснабжении будет внедрена система Smart Metering, в электроэнергетике – Smart Grid, в водоснабжении и водоотведении – Smart Water.

Это позволит:

  • минимизировать потери тепла, электроэнергии и воды и как следствие – сократить финансовые расходы;
  • оптимизировать процессы управления и повышения эффективности работы коммунальных служб;
  • повысить эффективность работы производителей и поставщиков услуг;
  • повысить точность учета и улучшить контроль за потреблением;
  • оперативно реагировать на сбои и аварийные ситуации;
  • значительно улучшить надежность и качество предоставляемых услуг;
  • улучшить точность и оперативность контроля и учет расходов.

Какие виды поддержки будут оказываться социально уязвимым слоям населения в случае повышения тарифов?

Виды социальной поддержки для социально уязвимых слоев населения в Республике Казахстан включают:

  • оказание жилищной помощи;
  • субсидирование части арендной платы за найм жилья;
  • оказание адресной социальной помощи;
  • оказание социальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией.

За 5 лет жилищная помощь выплачена 223,4 тыс семей.

С 2024 года ее получают 6196 малообеспеченных семей на сумму более 140 млн тенге.

В декабре 2023 года министерство промышленности и строительства установило новый предел расходов для потребителей. Жилищная помощь выплачивается, если уровень расходов на коммунальные услуги превышает 10% от среднего ежемесячного совокупного дохода семьи.

Ранее этот показатель составлял от 2% до 20%.

Документы загружаются автоматически из государственных баз данных, за исключением счетов за коммунальные услуги.

Какие источники финансирования рассматриваются для реализации проекта модернизации энергетических и коммунальных сетей?

Проекты модернизации энергетических и коммунальных сетей отличаются низкой рентабельностью для частного капитала и иностранных инвесторов. Поэтому важно развивать механизмы привлечения инвестиций, в числе которых:

Основные источники финансирования:

  1. Прямые государственные инвестиции и субсидии (из республиканского или местного бюджета);
  2. Государственно-частное партнёрство (ГЧП) – частный инвестор строит или модернизирует объект, затем получает доход за счёт платы за услуги или компенсации от государства.
  3. Концессии – долгосрочная передача объекта в управление частному инвестору с обязательствами по вложению средств в реконструкцию/эксплуатацию. Концессионер получает доход от эксплуатации или от государства.
  4. Механизм «тариф – в обмен на инвестиции». Источник – собственные доходы субъектов естественных монополий Энергетическим или коммунальным предприятиям разрешается повысить тариф в обмен на конкретные инвестиционные обязательства.
  5. Международные финансовые институты (МФИ).
  6. Выпуск облигаций и заёмных средств.
  7. Частные инвестиции.
  8. Гранты и экологические фонды.
  9. «Зелёные» инвестиционные механизмы, используются в проектах ВИЭ, энергоэффективности, сокращения выбросов.
  10. Национальные фонды и институты развития.

Применение различных механизмов финансирования способствует эффективному обновлению энергетических и коммунальных сетей страны.

Какие международные соглашения, договоренности и обязательства, принятые Казахстаном, способствуют модернизации энергетических и коммунальных секторов?

  • Парижское соглашение по климату (2015). Казахстан взял на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов, развитию возобновляемой энергетики и повышению энергоэффективности. Модернизация энергетической инфраструктуры является ключевым инструментом для достижения этих целей.
  • Цели устойчивого развития ООН (ЦУР). Реализация глобальных задач ЦУР предполагает обеспечение доступа к чистой энергии (ЦУР 7), развитие устойчивой инфраструктуры (ЦУР 9), борьбу с изменением климата (ЦУР 13) и повышение качества коммунальных услуг.
  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и региональные инициативы. В рамках интеграционного сотрудничества государства-участники гармонизируют технические стандарты, реализуют совместные проекты по развитию энергетической инфраструктуры и внедрению инновационных технологий. 

Какие регионы Казахстана будут охвачены модернизацией энергетических и коммунальных сетей? В каких направлениях этот вопрос наиболее актуален?

Национальным проектом охвачены все регионы Казахстана. Он затрагивает такие отрасли, как:

  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • водоснабжение;
  • водоотведение.

На сетях электроснабжения средний износ 76%, на электростанциях износ основного оборудования достиг 56,8%, при этом более трети станций имеют износ в пределах 70-90%.

Сектор теплоснабжения, от производства до потребления тепловой энергии, характеризуется низким коэффициентом полезного действия (в среднем 75% для котлов, 52% - для всей системы), высокими выбросами и потерями тепла (18-42% на этапе транспортировки и распределения тепла).

В водоснабжении средний уровень износа инфраструктуры 40%. Многим водопроводным сетям более 30 лет. По некоторым регионам износ водопроводных сетей и объектов водоснабжения составляет более 50%.

Степень изношенности канализационно-очистных сооружений по Казахстану составляет более 60%, а в некоторых городах и вовсе превышает 90%. В крупных городах канализационные сооружения были построены еще в 50-70-х годах прошлого столетия. Поэтому эффективность их работы крайне низкая. Применяемые технологии и оборудование давно устарели.

Таким образом, модернизация будет проводиться по всем четырем направлениям.

Какие системные проблемы отмечаются в секторе электроэнергетики?

  • Физический и моральный износ оборудования
  • Низкий коэффициент полезного действия у угольных ТЭЦ
  • Потери при передаче электроэнергии достигают 12-15% в отдельных регионах
  • Централизация и низкая гибкость сети
  • Вынужденный экспорт электроэнергии

Возникший дефицит Казахстан вынуждены перекрывать за счет перетоков с России по высоким ценам. Это связано с возросшим потреблением электричества, изношенностью и высокой аварийностью энергетической инфраструктуры. В итоге происходят ограничения в подаче электричества для потребителей, что вызывает недовольство со стороны населения и бизнеса.

По данным Минэнерго, в 2025 году в Казахстане прогнозируется дефицит электроэнергии в размере 5,7 млрд кВт/ч, что на 72,7% выше предыдущего прогноза. Ожидается, что потребление электроэнергии составит 122,8 млрд кВт/ч, при производстве 117,1 млрд кВт/ч.

Каков износ инфраструктуры в водоотведении?

Степень изношенности канализационно-очистных сооружений по Казахстану составляет более 60%, а в некоторых городах и вовсе превышает 90%. В крупных городах канализационные сооружения были построены еще в 50-70-х годах прошлого столетия. Поэтому эффективность их работы крайне низкая. Применяемые технологии и оборудование давно устарели.

Масштабное обновление и модернизация канализационных очистных сооружений (КОС) включает:

  • замену старых трубопроводов;
  • реконструкцию существующих очистных сооружений с использованием современных технологий;
  • расширение мощностей для обеспечения необходимого уровня очистки сточных вод;
  • строительство новых объектов водоотведения и очистки в тех районах, где существующие мощности не справляются с возросшей нагрузкой, особенно в быстрорастущих городах и агломерациях;
  • использование современных технологий очистки сточных вод позволит значительно повысить эффективность процессов очистки, снизить негативное воздействие на окружающую среду и улучшить санитарные условия;
  • интеграцию инновационных решений включает автоматизацию процессов управления КОС, внедрение экологически чистых технологий и улучшение мониторинга качества сточных вод на всех этапах их обработки. Это позволит повысить надежность и безопасность работы объектов водоотведения, а также снизить расходы на эксплуатацию и обслуживание.

Цена промедления или задержки планов в водоотведении:

  • дорого: сточные воды, не прошедшие должную очистку, могут попасть в природные водоемы, что увеличивает риск загрязнения питьевых вод и распространения инфекционных заболеваний. Загрязнение рек, озер и других природных объектов повлечет расходы на ликвидацию последствий загрязнения;
  • ненадежно: продолжение эксплуатации изношенных и устаревших канализационных систем приведет к увеличению количества аварийных ситуаций, таких как разрывы труб и переполнение очистных сооружений низкая эффективность работы КОС будет продолжать ухудшать экологическую ситуацию в стране;
  • несправедливо: ухудшение биоразнообразия и качества жизни населения повлечет за собой дальнейшее увеличение социальной напряженности в регионах, где инфраструктура не отвечает современным требованиям. Особенно это коснется крупных городов и промышленных центров, где наблюдается высокая концентрация сточных вод;
  • непрестижно: проблемы с очисткой сточных вод и водоотведением непосредственно связаны с состоянием окружающей среды и здоровьем населения, влияет на имидж страны, особенно при взаимодействии с приграничными странами.

Каков износ инфраструктуры в водоснабжении?

В водоснабжении средний уровень износа инфраструктуры 40%. Многим водопроводным сетям более 30 лет. По некоторым регионам износ водопроводных сетей и объектов водоснабжения составляет более 50%.

Доступ к услугам водоснабжения в городах составляет 98,9%, в селах – 96,6%.

Из 89 городских населенных пунктов обеспечено 100% централизованным водоснабжением население 65 городов. Из 6256 сел обеспечено услугами водоснабжения 5130 сел. 100% доступ к услугам водоснабжения имеет городское население в 9 регионах.

Из-за высокой изношенности Нуринского группового водовода в Акмолинской области в 2023 году был объявлен режим ЧС местного характера.

Изношенные сети в водоснабжении:

  • приводят к утечкам и потерям воды;
  • снижают качество предоставляемых услуг;
  • способствуют нарушению санитарных норм;
  • ухудшают экологическую ситуацию, особенно в регионах с высокой плотностью населения и промышленными зонами;
  • приводят к дефициту питьевой воды;
  • грозят нарушениями стандартов по химическому и биологическому составу, что напрямую сказывается на здоровье населения.

Каков износ инфраструктуры в теплоэнергетике?

На начало 2023 года протяженность тепловых сетей в городах составляет 12,1 тыс. км, из них требует замены 6,7 тыс. км, средний износ - 55%. Необходимый объем инвестиций порядка 2,2 трлн. тенге.

По данным акиматов, 83 субъекта естественных монополий (СЕМ) оказывают услуги теплоснабжения в 74 городах, из них на балансе 61 коммунальных предприятий 10,2 тыс. км (износ – 52%), на балансе 22 частных субъектов 1,9 тыс. км тепловых сетей (износ – 70%).

Износ сетей менее 50% в 45 городах, протяженностью 4,3 тыс. км, требует замены 1,4 тыс. км, обслуживают 52 субъектов естественных монополий (гос - 39, част - 13).

Износ сетей от 50% до 70% в 19 городах, протяженностью 5,9 тыс. км, требует замены 3,7 тыс. км, находятся на балансе 20 СЕМ (гос - 15, част - 5).

Износ сетей более 70% в 7 городах, протяженностью 1,9 тыс. км, находятся на балансе 7 субъектов (гос - 4, част – 3), требует замены 1,6 тыс. км.

По четырем субъектам (КГП на ПХВ «Водоканал» акимата г.Риддера, ТОО «Шемонаиха су арнасы», ГКП «Аркалыкская ТЭК», ИП «Рябинина Е.Ф.») в городах Риддер, Шемонаиха и Аркалык сети протяженностью 52 км превышают нормативный срок эксплуатации (более 25 лет).

Каков износ инфраструктуры в электроэнергетике?

На сетях электроснабжения средний износ 76%, на электростанциях износ основного оборудования достиг 56,8%, при этом более трети станций имеют износ в пределах 70-90%.

Наибольший уровень износа наблюдается на ТЭЦ и ГРЭС, причем на 14 электростанциях износ более 80%, на 21 электростанции показатель износа 60-80%. Большинство аварий происходит на станциях с износом более 80%.

В региональных электросетевых компаниях (РЭК) ситуация также остается сложной. 6 РЭК имеют критический уровень изношенности (85-97%), еще в 6 компаниях высокий уровень износа (65-85%), что повышает риск аварий и нарушений в энергоснабжении.

Эффективность энергосетей снижают асинхронные электродвигатели и трансформаторы, которые потребляют реактивную мощность.

Каковы основные направления модернизации в водоснабжении?

Масштабная модернизация водопроводных сетей и объектов водоснабжения обеспечит:

  • замену старых и изношенных водопроводных труб;
  • реконструкцию водозаборных и очистных сооружений;
  • строительство новых водоснабжающих объектов в сельской местности и удаленных регионах;
  • внедрение современных технологий очистки воды;
  • автоматизацию процессов управления водоснабжением;
  • использование инновационных материалов для строительства водопроводных сетей, что позволит значительно снизить утечки и повысить эффективность эксплуатации;
  • улучшение системы мониторинга качества воды, что позволит оперативно реагировать на изменения и предотвращать экологические и санитарные риски.

Цена промедления или задержки планов в водоснабжении:

  • дорого: утечки воды продолжат расти, что потребует дополнительных затрат на ее обработку и транспортировку, увеличивая расходы для государственных и частных водоснабжающих компаний;
  • ненадежно: рост аварий с разрывами труб и выходом из строя насосных станций вызовет перебои в водоснабжении, приведет к дальнейшему ухудшению качества водоснабжения.
  • несправедливо: ухудшение санитарных условий и распространение инфекционных заболеваний. В отдаленных районах возрастет риск нехватки чистой питьевой воды, что усугубит социальное неравенство и создаст угрозу для здоровья населения;
  • непрестижно: недостаток доступа к качественной воде в долгосрочной перспективе может затруднить выполнение стратегических целей по улучшению качества жизни и устойчивому развитию страны.

Каковы основные направления модернизации в теплоснабжении?

  • замена и реконструкция 1622 км изношенных сетей;
  • строительство новых сетей для подключения энергообъектов и выработки электрической и тепловой энергии;

Что это даст?

  • значительно снизит уровень износа тепловых сетей;
  • улучшит качество предоставляемых услуг;
  • снизит потери тепла при транспортировке;
  • расширит охват теплоснабжения по стране;
  • внедрит современные технологии для повышения эффективности системы (системы автоматического мониторинга и управления);
  • использование новых материалов для прокладки трубопроводов, что значительно снизит затраты на эксплуатацию.

Цена промедления или задержки планов в теплоснабжении:

  • дорого: частые аварии приведут к дополнительным финансовым затратам и социальным недовольствам;
  • ненадежно: высокие тепловые потери увеличат потребление топлива, что приведет к росту нагрузки на энергосистему;
  • несправедливо: сельские и удаленные регионы могут остаться с устаревшими сетями, что приведет к неравномерному уровню доступности и качества теплоснабжения по стране. Это усилит социальное неравенство и может вызвать недовольство населения;
  • непрестижно: поставит под угрозу выполнение национальных целей по экологической устойчивости; затруднит достижение целей по снижению выбросов углекислого газа и повышению общей энергоэффективности.

Каковы особенности развития восточных регионов страны по вопросам коммунальной и энергетической инфраструктуры?

Восточные регионы Казахстана граничат с Россией и Китаем, а потому развит экспорт электроэнергии.

Большие расстояния между населенными пунктами, холодная зима обеспечивают высокую потребность в теплоснабжении и модернизации сетей.

Регион индустриально развит, преобладает цветная металлургия, энергетика, машиностроение, один из крупнейших потребителей электроэнергии (ГЭС на реке Иртыш).

По электроснабжению – один из лучших показателей в стране за счет собственных ГЭС и ТЭЦ, но имеются локальные перебои в селах в результате износа линий электропередач.

В сфере водоснабжения центральная роль отводится Иртышу, который обеспечивает обильные водные ресурсы, но их распределение является неравномерным.

Каковы особенности развития городских и сельских населенных пунктов по вопросам коммунальной и энергетической инфраструктуры?

Электроснабжение

Обеспеченность: высокая — охват практически 100% населения.

Проблемы: изношенность сетей, особенно в сельской местности, перебои в подаче в отдалённых аулах, энергетическая изолированность юга и запада страны.

Теплоснабжение

Города (Астана, Алматы и т.д.) в основном отапливаются централизованно через ТЭЦ.

Сельская местность: чаще всего — индивидуальное отопление (уголь, дрова, газ).

Проблемы: старение инфраструктуры, неэффективность систем теплоснабжения, высокие теплопотери.

Водоснабжение

В крупных городах — централизованное, относительно стабильное водоснабжение.

В сельских регионах — колодцы, скважины, привозная вода.

Проблемы: нерегулярное водоснабжение, загрязнение источников, нехватка питьевой воды в южных и западных регионах.

Водоотведение (канализация)

В городах — централизованные канализационные системы (но часто устаревшие).

В сёлах — выгребные ямы, септики.

Охват населения централизованным водоотведением — менее 50% в целом по стране, особенно низкий в сельской местности.

Услуга (охват населения):

  • Электроснабжение ~100%
  • Теплоснабжение ~70% (в городах)
  • Водоснабжение ~90% (в городах), ~60% (в сёлах)
  • Водоотведение ~70% (в городах), ~15-20% (в сёлах)

Каковы особенности развития западных регионов страны по вопросам коммунальной и энергетической инфраструктуры?

Западные регионы Казахстана (Атырауская, Мангистауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская области).

Климат засушливый, полупустынный и пустынный. Регион богат нефтью и газом, но инфраструктура неравномерно развита. Главная проблема — нехватка пресной воды, несмотря на высокий доход от ресурсов.

Теплоснабжение в основном автономное, централизованных ТЭЦ мало.

Высокий охват электроснабжением, но из-за активного развития промышленности возникают частые перебои в отдаленных регионах.

Одна из самых проблемных вопросов связан с острым дефицитом пресной воды, источником которой является река Урал. Используется привозная вода.

Каковы особенности развития северных регионов страны по вопросам коммунальной и энергетической инфраструктуры?

Особенности северных регионов Казахстана (Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская, Павлодарская области).

Для них характерна продолжительная зима с температурами до -30 °C и ниже, убыль населения, особенно в малых и сельских населённых пунктах. В селах это влияет на приоритетность развития инфраструктуры.

Электроснабжение. Развитая сеть благодаря близости к угольным ТЭЦ (например, Экибастузская ТЭЦ). Часто используется централизованное электроснабжение, даже в отдалённых населённых пунктах.

Теплоснабжение. Городские жители получают тепло от централизованных систем (ТЭЦ). В сельских районах – преимущественно индивидуальное отопление (печное, угольное).

Водоснабжение. Города обеспечены централизованными системами, но вода не всегда соответствует санитарным нормам. В сёлах – колонки, скважины, в некоторых местах – привозная вода.

Водоотведение. Централизованная канализация функционирует только в крупных городах.

Каковы особенности развития южных регионов страны по вопросам коммунальной и энергетической инфраструктуры?

Южные регионы страны (Алматинская область, Жетысу, Туркестан, Шымкент) характеризуются мягкими зимами. В этой связи климат менее требователен к теплоснабжению, но имеется дефицит питьевой воды, особенно в Туркестанской области и области Жетысу.

Высокая сейсмическая активность ограничивает централизованное развитие.

В регионе преобладает развитие сельского хозяйства, а потому отмечается более высокое водопотребление, чем в других регионах Казахстана.

Регион известен высокой рождаемостью и плотностью населения, а также высоким уровнем урбанизации в Шымкенте и Алматинской областях. Большое количество сельских населенных пунктов.

Обеспеченность электроэнергией высокая. В то же время, регион энергетически зависим от центра и севера страны, поэтому периодически в часы пик возникают перебои.

Каковы особенности регионального развития Казахстана по вопросам коммунальной и энергетической инфраструктуры?

Инфраструктурное развитие концентрируется в крупных городах (Астана, Алматы, Шымкент) и индустриальных регионах (Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская области).

Отдалённые, сельские и малонаселённые районы (особенно в западных и южных регионах) испытывают дефицит качественной коммунальной инфраструктуры.

В ряде регионов страны часть объектов водоснабжения и водоотведения находится полностью в собственности частных компаний. Например, в Шымкенте и Павлодаре. Создаются предприятия водоканалов областных городов с участием негосударственной собственности. В Шымкенте это 78% предприятий, в Караганде – 49%, а в Павлодаре – 20%.

В городах с населением до 20 тыс. человек и сельских районных центрах за эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения отвечают преимущественно частные предприятия водоканалов. Имеются примеры, когда предприятия водоканалов с частной формой собственности не могли выполнить принятые на себя обязательства. В результате объекты водоснабжения и водоотведения возвращались обратно в муниципальную собственность.

Приведет ли реализация проекта модернизации энергетических и коммунальных сетей к росту тарифов, насколько они могут вырасти?

Ситуация в каждом регионе – индивидуальная. В случае необходимости повышения тарифов профильными госорганами рассматриваются детальные расчеты поставщиков услуг.

В целом, тарифная политика должна быть справедливой, сбалансированной и стимулирующей, чтобы обеспечить как устойчивое финансирование отрасли, так и защиту интересов населения и бизнеса.

Основные цели тарифной политики:

  • обеспечение инвестпривлекательности сектора. Тариф должен позволять возвращать вложенные средства и получать прибыль для реинвестирования;
  • стимулирование энергоэффективности и модернизации. Тарифная структура должна побуждать предприятия и потребителей снижать потери и переходить на более эффективные технологии.
  • социальная справедливость и защита уязвимых слоёв населения. Через субсидии, адресную помощь и социальные нормы потребления.
  • прозрачность и предсказуемость. Потребители и инвесторы должны понимать, из чего складываются тарифы и как они будут меняться.

В тарифной политике не должно быть:

  • искусственного сдерживания тарифов при высоком износе сетей (ведёт к аварийности);
  • перекрёстного субсидирования (например, когда население платит меньше, а бизнес — больше);
  • отсутствия долгосрочной инвестиционной составляющей в тарифе.

Что предполагает масштабная модернизация в энергетике?

  • замену изношенных элементов на более современные;
  • повышение пропускной способности сетей и перевод потребителей на более высокие уровни напряжения;
  • обновление электростанций;
  • повышение эффективности работы существующих мощностей;
  • решение проблемы с реактивной мощностью. Компенсация реактивной мощности с использованием компенсирующих устройств поможет снизить потери в распределительных сетях и повысить эффективность работы всей энергетической системы;
  • обновление подстанций, что позволит улучшить качество электроснабжения и снизить нагрузку на сетевые участки с высоким уровнем износа;
  • перевод части сетей на воздушные линии электропередачи напряжением 10 киловольт, что позволит уменьшить потери электроэнергии и улучшить надежность.

Цена промедления или задержки планов в электроснабжении:

  • дорого: проблемы с реактивной мощностью приведут к снижению качества электроснабжения, повышению потерь и росту эксплуатационных расходов;
  • ненадежно: увеличение аварийности и технологических нарушений может повлиять на стабильность энергоснабжения, особенно зимой;
  • несправедливо: перегрузка сетей, риск частых отключений и нестабильности в работе всей энергетической системы, что может вызвать социальные всплески;
  • непрестижно: невыполнение проекта осложнит выполнение национальных целей в области устойчивого развития и повышения энергоэффективности.

Контакты

Есть вопросы, пожелания или предложения по работе проекта? Пишите!

Контактное фото - МЭКС

Партнеры МЭКС

Наши стратегические партнеры

Казахстанская жилищная компания
BAITEREK
Казцентр ЖКХ